Божович, Лидия Ильинична

Божович, Лидия Ильинична
(1908-1981)
   Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С.Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. - сотрудница НИИ Общей и педагогической психологии, заведовала лабораторией формирования личности (до 1978 года).
   Характерным для научной концепции Б. является целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространённой в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения ("присвоения") общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается.
   Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребёнка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребёнком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребёнка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и её формирования в детском возрасте. 1968).
   Большое место в её исследованиях занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребёнка, в частности - мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен "смыслового барьера", суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан "аффект неадекватности", суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребёнка в данной деятельности и наличными возможностями её выполнения.
   Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. При её рассмотрении Б. опиралась на введённое Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза. Она подчёркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, он приобретает способность сознательно преобразовывать её и самого себя (Этапы формирования личности в онтогенезе 1978).

Кто есть кто в российской психологии. 2011.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Божович, Лидия Ильинична" в других словарях:

  • Божович, Лидия Ильинична — Дата рождения: 11 января 1908(1908 01 11) Место рождения: Курск, Курская губерния, Российская …   Википедия

  • Божович Лидия Ильинична — (1908–1981) российский психолог. Основная область исследований педагогическая и детская психология. Б. изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со …   Большая психологическая энциклопедия

  • Божович Лидия Ильинична — (1908 1981) отечественный психолог, ученица Л.С. Выготского , сотрудника Харьковской деятельностной школы . В основном занималась проблемами детской психологии: развития личности ребенка и формирования мотивации , аффективных конфликтов,… …   Психологический словарь

  • Божович Лидия Ильинична — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

  • Божович, Лидия Ильинична — (1908 1981)     психолог, д р педагогических наук (1966). Ученица Л.С. Выготского. В 1948 81 в НИИ ОПП. Занималась проблемами педагогической и детской психологии. Исследовала проблемы развития и социального формирования личности, механизмы… …   Педагогический терминологический словарь

  • БОЖОВИЧ Лидия Ильинична — [15(28). 10.1908, Курск, 21.7.1981, Москва], психолог, д р пед. наук (1966), проф. (1967). Окончила пед. ф т 2 го МГУ (1930). Ученица Л. С. Выготского. С 1929 на практич. и науч. работе по психологии (АКБ им. Н. К. Крупской, Укр. психо неврологич …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Божович, Лидия — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

  • Божович Лидия — Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск 21 июля 1981) советский психолог, ученица Льва Выготского. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Публикации …   Википедия

  • Божович — Божович  фамилия: Божович, Лидия Ильинична (1908 1981)  советский психолог. Божович, Миодраг (1968)  югославский футболист и черногорский тренер. Божович, Владимир (1981)  черногорский футболист …   Википедия

  • Лидия Ильинична Божович — …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»